Типы клиентов глазами фрилансера
Немного размышлений о том, с кем нам приходится работать и какие типы клиентов существуют на фрилансе.
1. Клиенты “Я сам программист/дизайнер/копирайтер, но у меня нет времени”.
Это тип клиента с двумя сторонами, если можно так выразиться.
Он может быть как отличным клиентом, так и ужасным, от которого нужно бежать. Начнем с хорошего) Клиент на самом деле может быть хорошим специалистом в этой или смежно области. Например, он рисует обложки книг, но ему нужен веб-дизайн. Клиент понимает технологию, разговаривает с вами на «одном и том же» языке и адекватно воспринимает все замечания. Это хороший клиент, он может и цену увеличить, и сроки подвинуть, и ТЗ нормальное подготовить.
Второй подтип, это клиент, которому что-то кто-то сказал, но он не понимает в этом совершенно. Он обычно пишет “This is a very, very simple job and would normally be done in an hour not more.”. Клиента совершенно не интересует, что вам нужно понять структуру его проекта, например, и разобраться в тоннах плохого кода, который написал индус. Ведь этот индус сказал, что это просто, но я делать не буду (читай не могу). Человек подходящий под подобные типы клиентов, никогда не пойдет на контакт, он не понимает и не может оценить работу реально. Он уверен, что это просто и займет час. В его мире проблем не может быть в принципе.
2. Клиенты “нищеброды”
Ребята, которые готовы на все, лишь бы платить мало. Они готовы выложить проект с ценой $100 и нанять индуса за $7 (я кидал скрины в чате, как это выглядит). Понятное дело, что любой уважающий себя фрилансер, даже заявку не подаст на работу от такого клиента. Чтобы обезопасить себя от напрасной траты “коннектов”, обязательно смотрим на отзывы и прошлые работы. Там прекрасно видно сколько человек платит и кому. Если вы всё-таки попались на удочку такого клиента, скорее заканчивайте его работу и бегите, иначе будете работать за $5-$7 в час и не дождетесь повышения.
3. Клиенты “Я хочу, как вот на этом примере”.
Очень опасный тип клиента, так как чаще всего у него нет в голове видения готового результата. Бывает, что вы предлагаете ему свой вариант и клиент прыгает от счастья. Чаще происходит обратное, клиент смотрит на результат и говорит, “мне не нравится”. Он не может обосновать почему, так как он не представляет готового результата в голове. Он не может объяснить детально, что его не устраивает, просто ему не нравится и все. Проблема может быть актуальна как для дизайнеров, но я считаю в большей степени это беда программистов. Клиент видит красивый пример, хочет такой же себе, но не знает/не понимает логику работы.
4. Клиенты “А поменяйте цвет/размер/удалите/добавьте, ой нет это плохо, давайте назад” с фикс оплатой.
Тип клиента, который объединяет в себе сразу несколько других. Эти ребята не знают, что хотят на 100%. У этих ребят нет денег и они хотят сделать подешевле. Эти ребята постоянно вносят какие-то правки в работу и считают, что это входит в их фиксированную стоимость. Таких клиентов нужно осаживать сразу еще до начала работы. Предупреждать о том, что количество правок ограничено. Если работа уже идет, просить создать список правок, оценить его и предложить увеличить цену на $XX или $XXX. НИКОГДА не стоит работать после слов “Could you fix that please, I promise 5 star review for your hard work.”. После таких слов вы можете только сказать “No problem, just add new milestone with $30 and I’ll do it shortly”. Если вы согласитесь один раз на тонну правок бесплатно, вам потом будет сложно поиметь что-то с этого клиента.
5. Клиент-посредник
Нужно осторожно относиться к посредникам. Я уже рассказывал, что среди этих ребят есть вполне адекватные клиенты, но не всегда. Рекомендую сразу понять, кем является посредник. Это может быть человек у которого организованы все процессы и он является полноценным менеджером. Так же это может быть безответственная личность, главной задачей которого является взять заказ, передать его исполнителю и забыть сделать это как можно дешевле, не тратя свое время. То есть пусть исполнитель сам разбирается. Не стоит работать с плохими посредниками.
Это конечно же не полный список. Есть еще всезнайки, инфобизнесмены, и другие ужасные и не очень типы клиентов. Следите за продолжением…